Cчастливые дети: откуда им взяться?
Эта статья навеяна моей соседкой, которая каждый раз,собираясь в выходные “на встречу с раем” в церковь, устраивает ад своим детям.
Нет, на самом деле ад она устраивает постоянно, каждый день, но особенно это бросается в глаза (вернее в уши), когда в воскресенье, около 7 утра, раздаются крики: “опять вы здесь все разбросали”, “нет, эти дети просто невыносимы!”, “Марианна, Уэсли, долго вы еще ковыряться будете - за что мне такое несчастье!”...
Стоп! А вам знакомы такие случаи, ну разве что заменив бразильские имена, на “свойские”? Может быть вы сами в пылу покрикивали так на своих детей? А может быть, так покрикивали в детстве на вас, естественно, исключительно в благих целях?
Вот поэтому я решила, что пора высказаться, и вроде как “не по своей” теме.
А такая ли уж она не моя? Откуда потом берутся застресованные или депрессивные подростки (я точно была в их рядах, хотя родители старались делать для меня самое лучшее)? Откуда берутся больные семьи? Откуда берется куча нервных, а в последствии вполне осязаемых телесных заболеваний? Откуда берутся несчатные сценарии судьбы, непонятно на что потраченные годы, безрадостная старость и преждевременная смерть?
Мы, как правило, с щемящим чувством ностальгической радости, замешанным на легкой грусти, привыкли вспоминать о своем детстве. И неважно, на самом деле, каким оно было. Даже если с логической точки зрения оно было абсолютно не удавшимся, для нас оно навсегда останется “самым счастливым”. Знаете почему? Потому что оно было. А мы очень любим прошедшее время. К тому же наше детство умело быть безусловно счастливым.
А что происходит, как только социум в виде родителей начинает предъявлять первые требования? “Если ты сделаешь то-то и то-то, то ты хороший, паинька, папа и мама будут тебя любить и ты даже получишь какой-нибудь подарок. А вот если ты слушаться не будешь, тогда”... И тогда формируются первые сценарии будущих жизненных драм.
Подобная линия поддерживается последующими социальными институтами: детсад, школа, где нас дрессируют так, что шрамы от словесных плетей сопровождают нас всю взрослую жизнь. Незримо этак сопровождают, мы уже забыли о подначках и унижениях, а вот наше подсознание все помнит и хранит...Если мы конечно же не очищаем целенаправленно нашу “кладовую”.
Старшее поколение(кажется, я уже отношусь к нему) вспоминает:”Эх, как раньше хорошо было в школе: существовала дисциплина, учителей слушались, вырастали грамотными, а что за поколение пошло сейчас...” На самом деле вздохи о лучших временах сопровождают нас еще со временем Аристотеля. Но давайте посмотрим, что лучше: экстремальное непослушание или неизбежное подчинение?
Все дело в том, что раньше это подчинение достигалось страхом. Банальным страхом, что нажалуются родителям, вызовут к директору, влепят двойку в дневник за поведение или прилежание, а самое худшее - исключят из пионеров. Сейчас ориентиры сменились, этим уже никого не испугаешь. Честно говоря и не знаю, к каким ухищрениям прибегают теперь учителя. Но суть не в этом. Есть только одно “ухищрение”, которое будет действенно, но которое в наш “золотой век” не вспоминается. Это “ухищрение” называется любовью.
И именно к этому единственному ухищрению должны прибегать все общественные институты: семья, школа, университеты... Но разве про нее, любовь, кто-то вспоминает? Разве в школе ей учат? Теперь учат даже сексу, но любви - нет. А как учить любви? Да, про нее не расскажешь и не разложишь на теоремы, ее можно только практиковать.
А мы не умеем. Потому что даже рождаемся не в любви, а в страданиях, в каком-то “стирилизованном” от чувств казеном месте, где слышатся крики и вопли, где новорожденного тут же отнимают от матери, где его тут же обуревает страх.
Как сказал кто-то из великих, а Робин Шарма повторил: в жизни всем правит любовь или страх. Третьего не дано.
Так мы и рождаемся, уже изначально бездомные, спеленованные, обездвиженные, поставленные процессом на поток. Разве это может послужить началом развития счастливой гармоничной личности? Естественность природы превращена в какую-то хирургическую операцию, и даже недавние нововведения, как присутствие “папаши” при родах, не сильно изменяют саму атмосферу. А то, что этот великий момент может происходить как-то по-другому, мало кому приходит в голову. При том, что почему-то у “малоцивилизованных” народов, роды происходят не в больнице -от слова боль, а на природе, в контакте со всем живым, что окружает, и маленький человечек с первых дней уже чувствует,он - частичка этого прекрасного мира!
Дальше он начинает эту природу постигать. Не с окриками: “это не трогай-поранишься!”, “туда не ходи, а то упадешь и зашибешься!”, “оденься, а то простудишься!” (отличные программы, правда? Для взращивания будущих инвалидов). Он привыкает постигать природу сам, учась на собственном опыте - где действительно лучше не браться, а где надо быть осторожным. Но опыт этот не ограничен предметами материального мира, ребенок, а точнее маленький мудрец, познает саму суть бытия, разговаривает с цветами и букашками, зверушками, планетами и звездами.
Мысль его ничем и никем не прерывается,так и происходит его развитие, от слова ВИТИЕ мысли.
И вскоре он начинает ТВОРИТЬ. Ведь его нахождение на этой земле задумано в роли творца, а не робота, которым его пытаются сделать сначала в семье, а потом 10 лет за школьной партой. Плюс изуродованное здоровье, потому как растущему организму (да и нашему, взрослому) неестественно сидеть на одном месте по нескольку часов кряду, с 10- минутными переменами, на которых нельзя шалить, иначе - в угол. Ну и пару уроков физкультуры в неделю с такой подачей, что начинаешь невольно ненавидеть любую физическую активность. Ведь если ты изначально не имеешь навыков Майкла Джордана в забрасывании мяча, а лишь бестолково пыташеься это сделать в выделенные тебе две попытки, то будешь осмеян, и повторять уже не захочется. Но если бы в школах взращивался не дух соперничесва, “кто лучше, кто хуже”, тогда и не было бы отъявленных двоечников, и интерес к знаниям значительно бы возрос. А потом бы те самые ученики не выясняли “кто лучше, кто хуже” уже не в школьной войнушке, а настоящей войне, устраиваемой ими самими, как результат неудовлетворенных Эго.
Конечно, я утрирую. Кому-то везет с просветленными родителями, и кому-то везет со школой. В мое время существовали только “средние” школы, из которых выходили “средние” люди. Конечно, была вероятность, что личность там не ломалась, а “закалялась”, но это было скорее исключение из правил. И какой ценой. Я безумно страдала в таких школах. Мне повезло только лет в 12, когда я смогла нюхнуть первые лицеи свободного режима. С новым подходом к ученикам, с философским взглядом даже на такие предметы, как химия и физика, которые я раньше тихо ненавидела.
Потом для меня наступили испытания другой направленности, западной. Там тоже царила уровниловка, от которой я так стремилась убежать.И называлась она уравниловкой равнодушия. Где всем все равно, и детям, и преподавателям. Делай, что хочешь: ходи по классу, сиди с задранными ногами, матерись перед учителем вслух - демократия, однако!
А теперь скажúте мне: пройдя все эти огни и воды - каковы шансы вырасти доброму, отзывчивому, здоровому и счастливому человеку? Возможно, закаленному - да, колючему и научившемуся выбираться из сложных жизненных ситуаций. Но используя какие стратегии? Получив какие практические знания? Как, например, строить сердечные и одовременно духовные отношения в семье? Как правильно делать и распоряжаться финансами? Как находить свой истинный путь и призвание? Как вести гармоничную жизнь? Или как “списать, нагадить, выделиться или наоборот не высовываться, обловчить, заложить, доказать, заказать” и т.д.
На что мы тратим свои лучшие годы? А потом вздыхаем, что у нас (у нас - это не только Россия, я наблюдаю подобное во многих странах) больное общество, без ориентиров, без целей, без любви и света в сердцах? А кто-то это прививал? Я помню лишь две крайности, в которую впадало большиство моих середнячковых учителей: первое - быть орудием в руках общества. Кстати, в израильской школе
это ощущалось еще острее, чем в коммуниистической совковой, ведь из нас уже готовили солдатов-роботов, для убийства “кровожадных палестинцев". Или из лучших побуждений бубнили: “учись-человеком станешь”, “ без бумажки - ты бумажка, а с бумажкой-человек”. Конечно, второй вариант наименее кровопролитный, но не менее тупиковый. Если,конечно, учеба из долбежки не превратится в процесс ПОСТИЖЕНИЯ.
Поэтому для того, чтобы жить в счастливом и гармоничном обществе, я думаю, что каждый должен начать с себя. Вот например в нашей группе “Формула счастья" уже почти 9 тысяч человек. Если каждый решит для себя впустить в свой мир немножко больше любви, то вскоре все ваше окружение, ваша семья и друзья почувствуют это, и им захочется погреться под лучами ВАШЕГО солнца. Да-да, знаю, что вы думаете: в нашем-то обществе быть таким добреньким нельзя - тут же съедят! А вот и нет! Нужно быть мудрым. Кого-то подпускать больше, кого-то на дистанции держать. Но излучать солнце всем, как и делает настоящее солнце! Поверьте, каждый после жестокой, морозной зимы будет рад этим ласкающим лучикам света, исходящим от вас.
И сами того не заметив, они тоже станут солнцами. И скоро на земле будет одно большое солнце, излучающее много любви и счастья. А иначе как можно сделать своих детей счастливыми, если ты сам не знаешь - что это такое?
Copyright (c)2012
Katrina Kamburg
wwwlifenolimits.ru