Нелепые концовки фильмов
Зрители смотрят фильмы, чтобы пережить определенные эмоции. А как же иначе? Картина, которая не затронет никаких струн в душе человека, сидящего перед экраном, вовсе не стоит того, чтобы тратить на нее время. Поэтому режиссеры за все годы, пока существует на свете кинематограф, перебрали сотни вариантов развития сюжета, который смог бы по-настоящему заинтриговать и привлечь внимание.
И одним из самых заметных способов шокировать зрителя стали неожиданные концовки фильмов, в которых выясняется, что главный герой, за которым мы наблюдали весь фильм, на самом деле совсем не тот, кем кажется.
И это по-прежнему работает. Как ни странно, обыгрывая, казалось бы, заезженную тему много раз подряд, режиссеры ухитряются не скатиться в заштампованность, и подать финальный поворот каждый раз под новым соусом. А уж если режиссер еще и по-настоящему талантливый, из его рук может выйти самый настоящий шедевр…
Особняком среди всех фильмов, заставляющих взглянуть на главного героя под совсем иным углом, стоит великолепный фильм Дэвида Финчера «Бойцовский клуб» (1999), за который, собственно, Дэвид и удостоился высокого звания одного из лучших режиссеров мира среди взыскательных кинокритиков.
Серый и стертый офисный клерк (имя которого непостижимым образом не называют на протяжении всей картины, словно намекая на безликость персонажа) знакомится в самолете с ярким и импульсивным мыловаром Тайлером Дерденом, и вместе с ним развивает целую культуру подпольных боев, захватившую тысячи и тысячи людей и изменившую их мировоззрение.
Каково же было изумление зрителя, когда в конце ему открыли страшную тайну: Тайлер существует лишь в воображении клерка, и все неистовые вещи, что он вытворял, на самом деле – галлюцинация. Настоящий гимн мощному, полновесному раздвоению личности, упакованный в уникальный видеоряд – пахнет шедевром.
То же самое можно сказать и о медитативном триллере молодого индийца М. Найта Шьямалана «Шестое чувство» (1999). Детский психиатр Малкольм Кроу, работающий над трудным случаем мальчика, который «видит мертвых людей», никак не может докопаться до сущности странного психического расстройства. Что же вызывает галлюцинации у девятилетнего Коула? Ведь нельзя же на самом деле предположить, что парень видит призраков – это противоречит материалистической науке, и вообще звучит несерьезно!
Содрогнись, зритель: мальчик не просто способен видеть призраков и даже общаться с ними – он именно это и делал на протяжении всего фильма, встречаясь с психиатром Кроу, потому что Малкольм давно уже мертв, и теперь ходит по земле в виде привидения, невидимый для людей, но упорно отказывающийся признать очевидный факт своей кончины. Так вот почему его в упор не видела жена! Уникальный фильм, в котором в повествовании участвует невероятная «психология призрака», не желающего верить в то, что он уже не человек… Гениально? Не то слово!
«Сердце Ангела» (1987) - один из самых лучших фильмов с Мики Рурком, снятый в те времена, когда актер еще не угодил в пучину забвения, и был на пике славы после культовых «Девяти с половиной недель». Совершенно изумительный финальный поворот! Частный детектив Гарри Эйнджел по заказу некого Луиса Сайфера принимается за расследование странного дела: Сайфер ищет музыканта по имени Джонни Фэйворит, который бесследно пропал сразу после возвращения с войны. Детектив начинает распутывать цепочку, но обнаруживается страшная вещь: кто-то жестоко убивает всех, с кем Гарри говорил про Джонни во время своего поиска…
Загадочный убийца словно все время стоит за спиной у детектива, эта постоянная опасность сводит его с ума… Минуточку: разуму Гарри ничто не грозит, ведь он и так давно уже спятил. Потому что в конце открывается, что именно он в состоянии умопомрачения убивал всех этих несчастных, и вообще продал душу дьяволу, который, не падайте, и есть заказчик расследования Луис Сайфер собственной персоной (в исполнении Роберта Де Ниро, между прочим). Фильм из разряда фантастически классно сделанных, каждое лыко в строку. Последние несколько минут картины – просто оглушающая череда открытий, буквально ошарашивающих зрителя…
Со времен гениального «Шестого чувства» голливудские режиссеры старались пройти по пути успеха этого удивительного триллера, давая жизнь фильмам с чудовищно нелогичными и шокирующими концовками, и делают это до сих пор. Иногда они заходят слишком далеко, но даже несмотря на явные неудачи, снова и снова пытаются нас удивить. При этом некоторые киноделы начисто забывают о том, что шокирующая неожиданная концовка фильма ради самой себя, в отрыве от смысла – это скорее минус, чем плюс.
Неожиданные концовки фильмов хороши только в том случае, если они соответствуют общей логике событий, хотя бы и неочевидно. Но если они оторваны от нее напрочь и смотрятся чужеродным элементом – эффект возникает прямо противоположный. Уж лучше бы конец был банальным и логичным – тогда хотя бы не было этого ощущения шизофрении… Доктор, со мной что-то не так? Я не понимаю, что за дичь стряслась в конце этого фильма!
"Останься" (2005)
Режиссер Марк Форстер
"Роман плодов воображения"
Сюжет: депрессивный молодой человек по имени Генри носится с мыслью о самоубийстве. Он рассказывает о своей навязчивой идее психиатру Сэму Фостеру (Юэн МакГрегор), и даже точно называет время предполагаемого суицида – в субботу, в полночь. Сэм, конечно, пытается как-то спасти Генри, но не очень-то преуспевает, да при этом еще и сам начинает странным образом отрываться от реальности, словно ненормальный юноша вредно на него влияет. Сэм старается найти утешение в своей подруге Лайле, но и она не может усмирить ирреальный круговорот вокруг героев.
Шокирующий поворот: в конце выясняется, что ВЕСЬ ФИЛЬМ был не чем иным, как предсмертной галлюцинацией Генри, попавшего в автокатастрофу в первых кадрах фильма. Весь от начала до конца. Ехал парень за рулем под наркотиками, перевернулся, и в краткое мгновение перед тем, как он отходит в мир иной, перед его глазами пролетает ПОЛНОСТЬЮ ВЫМЫШЛЕННАЯ история про то, как он идет к психиатру, и рассказывает ему о том, что он в субботу в полночь покончит с собой. Нет никакого Сэма Фостера, нет и его подружки Лайлы, все это – только сон. Этим и объясняется нарочитая ирреальность происходящего. Бред – он и есть бред.
Но самое бредовое состоит в том, что когда нам показывают реальный мир – это когда умирающего Генри безуспешно откачивают сразу после аварии - среди случайных свидетелей драмы в первых рядах обнаруживаются те самые Сэм Фостер и Лайла, только они не знакомы друг с другом. Минуточку. Нам же только что открыли правду о том, что они оба – плоды воображения Генри. Что они делают в реальном мире, в одном месте, в одно время? И почему вообще зрителя должны заботить взаимоотношения между галлюцинациями парня, попавшего в аварию в состоянии наркотического опьянения?
Уф…
"Знаки" (2002)
Режиссер М.Найт Шьямалан
"Бог создал инопланетян, чтобы наставить людей на путь истинный"
Сюжет: бывший священник, а ныне простой фермер по имени Грэм (Мел Гибсон) трудится на своей ферме в Пенсильвании. Его жена погибла полгода назад в аварии, и он, не в силах вынести несправедливость этого события, перестал верить в бога и ушел из церкви. Вместе с ним на ферме живут его дети – сын Морган и дочь Бо, а кроме того, к нему переезжает младший брат Меррилл, чтобы помочь в хозяйстве и вообще поддержать. Далее происходят странные события: на полях появляются огромные круги, оставленные неизвестно кем. Возможно, это инопланетяне… Не зная, дружелюбны пришельцы, или враждебны, Грэм старается защитить свою семью.
Шокирующий поворот: злые пришельцы на самом деле посланы богом, чтобы вернуть Грэму его веру. Неожиданная концовка фильма: пришельцы умирают от воды (ну да, от H2O, которую мы пьем), она для них как серная кислота. Неожиданное такое открытие, помогающее героям спастись.
Нет, Шьямалан определенно способен на высокие взлеты и глубокие падения. На сей раз его шокирующая развязка шокирует в плохом смысле. Это что же получается: инопланетяне прилетели с другой планеты, осуществили вторжение, терроризируют людей по всей планете – и не знают, что жизнь на Земле основана на воде? А океаны на поверхности они не заметили? Это то же самое, что попытка высадиться на Солнце в одних трусах. Воды они боятся… А почему тогда голые ходят? Вроде высокоразвитая цивилизация, могли бы одежду придумать.
А вся эта муть про то, что пришельцы посланы богом? Это ж надо было всевышнему устроить светопреставление с кругами на полях всего мира для того, чтобы вернуть в лоно церкви какого-то фермера в американском захолустье! Похоже, у бога масса свободного времени, и ему совсем уж нечем заняться. И потом – зачем было господу устраивать такую сложную цепь событий, которые губят пришельцев, когда можно было просто наслать дождь на их лысые головы? Уверен, Грэм и в этом случае был бы очень благодарен …
"Идеальный незнакомец" (2007)
Режиссер Джеймс Фоули
"Она убивала с испуганным выражением лица"
Сюжет: энергичная журналистка Ровена (Холли Берри) встречается в метро с Грейс, подругой детства, и та рассказывает ей о нелегких обстоятельствах своей жизни – она завела роман с главой рекламного агентства Харрисоном Хиллом (Брюс Уиллис), он ее бросил, она пригрозила, что расскажет о похождениях Хилла его супруге. Спустя короткое время Грейс находят мертвой… Ясное дело – этот самый Хилл убил бывшую любовницу, чтобы супруга ничего не узнала об его интрижках – ведь она спонсирует всю его жизнь, и без ее денежек Хиллу придется туго. Ровена рьяно принимается за расследование, чтобы вывести мерзавца на чистую воду.
Шокирующий поворот: Грейс убил вовсе не Хилл, а сама главная героиня. Оказывается, Ровена люто ненавидела Грейс. В детстве была нехорошая история: мама Ровены убила мужа и вместе с дочкой спрятала труп, ну а Грейс это дело случайно увидела, и всю жизнь потом Ровену шантажировала. Потому Ровена ее и прикончила. А вся эта история с обвинением Хилла – это подстава для отвода глаз, чтоб было на кого свалить. Девушка сфабриковала неоспоримые улики, раскидав волосы жертвы в машине Хилла, и готово дело – ни в чем не повинный директор агентства угодил на скамью подсудимых.
Хмм… По сюжету у героини нет никакой шизофрении и раздвоения личности, верно? А почему она тогда на протяжении всего фильма ведет себя так, будто на самом деле подозревает Хилла в убийстве? Перед собой притворяется? Да нет: боится неожиданный финал испортить. Люди, уверенные, что у этого фильма «хороший закрученный сюжет», почему-то не задаются простой мыслью о том, зачем злокозненной журналистке наедине с самой собой изображать искреннее негодование по поводу мнимого преступника, если она всю дорогу прекрасно знает, что совершила преступление сама? Нет, весь фильм бегает испуганная, как будто кругом убийцы…
"Основной инстинкт 2: Жажда риска" (2006)
Режиссер Майкл Кейтон-Джонс
"Психиатр распсиховался"
Сюжет: писательница Кэтрин Трэмелл (Шерон Стоун) в погоне за острыми ощущениями намеренно попадает в аварию, в которой гибнет ее бойфренд, прославленный спортсмен. Офицер полиции Рой Уошберн полон решимости засадить Кэтрин за решетку как потенциально опасную личность, и обращается к уважаемому психиатру Майклу Глассу, чтобы тот исследовал психическое состояние писательницы, и сделал заключение для суда – опасна она для общества или нет. Тем временем начинают происходить убийства, и каждое из них косвенным образом указывает на то, что их совершила порочная Кэтрин
Шокирующий поворот: все убийства совершил сам психиатр Майкл Гласс, будучи не в себе из-за нездоровой одержимости сексуальной Кэтрин. А в конце он еще и избежал тюрьмы и смертной казни, роскошно прикинувшись невменяемым (тут-то ему и пригодились профессиональные знания в области человеческой психологии!
Опять неожиданная концовка фильма, напрочь убивающая весь смысл картины. То есть, жил себе успешный психиатр, принимал пациентов, репутация была безупречной, и вообще все кругом его уважали. Вдруг он ни с того ни с сего становится серийным убийцей, и начинает хладнокровно резать окружающих людей.
Ну просто в мозгу что-то щелкнуло – и пошел кромсать. Роль Кэтрин Трэмелл в его кровожадности ничтожна. Выходит, он совершенно случайно уже был маньяком еще до того, как с ней познакомился, только виду не подавал? Да, ребята, с таким подходом к сюжету можно сделать убийцей кого угодно – от маленькой девочки до бабушки-соседки. Только вот не стоит потом ждать, что это хоть кому-нибудь понравится…
"Кровавая жатва" (2003)
Режиссер Александр Ажа
"Даже не спрашивайте, как это"
Сюжет: две девушки-лесбиянки путешествуют на автомобиле, и останавливаются переночевать в доме каких-то милых людей, живущих на отшибе. Ночью раздается стук в дверь. Хозяин открывает – и падает, сраженный грубым ударом по голове. Зловещий серийный убийца, звероподобный водитель грузовика в желтом комбинезоне, зверски кромсает всех, до кого может добраться. Главная героиня по имени Мари, одна из этих двух девушек, в центре внимания, и изо всех сил пытается спастись.
Шокирующий поворот: Мари и есть серийный убийца! То есть, это именно она входит в дом, убивая хозяина, и устраивает всем присутствующим кровавую баню, это она шинкует многочисленных жертв ручной дисковой пилой. Грузный и на редкость уродливый плешивый дальнобойщик, весь фильм маячащий в кадре - это ее, вроде как, «Альтернативное эго», второе «Я».
Снявший этот фильм ужасов 24-летний Александр Ажа даже не утруждает себя объяснениями, каким это образом Мари могла стучать в дверь дома, и при этом находиться в комнате на втором этаже… Примерно половина из того, что происходит в фильме, физически невозможна в свете «шокирующего финала» - разве только Мари умеет телепортироваться из одного места в другое за долю секунды, но это уж вообще ни в какие ворота…
Лучше бы не было этого «поворота» в конце - без него фильм стал бы просто хорошим добротным слэшером вполне в духе жанра, со стандартным финалом с «недоубитым до конца маньяком, оставляющим надежду на продолжение». А с этой, извините, идиотской концовкой он стал натуральным издевательством.
"Грибы" (2007)
Режиссер Пэдди Бреснек
"Это были не опята"
Сюжет: американские тинейджеры приезжают в Ирландию, и отправляются на пикник в сумрачный лес, в котором, по слухам, растут совершенно особенные галлюциногенные грибы. В разговорах у костра поднимается жутковатая тема – говорят, где-то в этих лесах, в самой чаще, есть старая психиатрическая лечебница, пациенты которой, объевшись грибов, однажды перебили друг друга в лютой ярости.
Еще и теперь где-то рядом бродят уцелевшие психопаты, самые злые из всех, которые так и норовят убить любого путника, имевшего несчастье сюда забрести. Внезапно происходит сущий кошмар: из ниоткуда появляется таинственный убийца в черном одеянии с капюшоном, вооруженный топором, и начинает творить страшное. Его сопровождает зловещий ребенок с мешком на голове, который еще хуже. Подростки гибнут один за другим…
Шокирующая неожиданная концовка фильма: никаких убийц из леса на самом деле не было, а все убийства совершила главная героиня Тара, девушка-блондинка, которая из всех друзей больше всех боялась, визжала и плакала. Отведав отвара из местных грибов в начале повествования, она отправилась в галлюциногенный трип, вышибая дух из своих друзей, одного за другим, и узнавая об этом вместе со зрителем за пять минут до титров.
Как говорит Задорнов, ВАУ. То есть, эта блондинка, которая вместе с друзьями пряталась в ужасе, когда далеко за кадром убивали очередную жертву, на самом деле в то же время была там, на месте преступления, и творила расправу. Понимайте, как хотите. Ну а фигуру злодея она, стало быть, проецировала прямо в сознание своих друзей, так что они синхронно глючили, ясно наблюдая убийцу с топором, как если бы он стоял перед ними во плоти. После такого не удивляет даже говорящая корова (есть там такая сценка). С таких жестоких грибов не то что корова – фонарный столб заговорит.
Говорят, «Грибы» по идиотизму концовки даже обставляют «Кровавую жатву». Особенно в тему поведение главной героини, которую увозит «Скорая», после того, как она осознает, что это она всех убила. Знаете, что она делает, после того, как ее отпустило? Убивает медика «неотложки» ножницами, выскакивает на дорогу, и со всех ног мчится обратно в лес – видимо, чтобы найти еще грибов для нового веселого трипа по окрестностям. Можно снимать «Грибы 2» - группа незадачливых туристов в лесу подвергается нападению чумазой блондинки с топором.